Профилактика против упырей
К превентивным мерам относится "отчитывание", то есть чтение вслух Святого Писания возле гроба умершего в течение трех ночей после смерти (то, чем занимался Хома Брут). Чтобы покойник не стал вампиром, ему под язык клали клочок пергамента с написанным на нем отрывком текста Евангелия от Луки. На территории Европы считалось, что нежить не может приблизиться к церкви на то расстояние, н котором слышен колокольный звон, а сам звон наносит ему вред или обращает в бегство.
Масса мер предосторожности предпринималась при собственно похоронах - ведь малейшая ошибка могла вызвать гнев покойника, не говоря уже о черной кошке, перепрыгнувшей через гроб. Если из гроба раздавался какой-либо непонятный шум или над ним внезапно пролетала птица, или даже вдруг открывалось веко покойного, то тело начинали обрабатывать "впрок". Часто в качестве противоядия в гроб клали веточку боярышника, а если ее не было под рукой, то зубок чеснока Викинги забивали землей ноздри и рты покойникам, "чтобы не чавкали". Так же было заведено втыкать ножи в землю, под которой ''покоились'' предполагаемые вампиры, окуривать могилы серой и дымом от лимонного дерева.
Другой вариант - уродование покойника. Венгры и румыны хоронили покойников с серпами у шеи: если труп захочет подняться из могилы, он сам срежет себе голову. Некоторые наиболее рьяные добавляли еще и серп у сердца- специально для тех личностей, которые при жизни не были женаты и поэтому подвергались большему риску превратиться в стригоев. Болгары и сербы помещали возле пупка ветки боярышника и обривали все тело, за исключением головы. Кроме того, разрезали подошвы ног и клали ноготь позади головы. Хорваты дробили ступни и колени. Финны связывали руки и ноги трупов или же втыкали в могилы колья, чтобы пришпорить тело к земле. Кроме того, можно было разрезать пятки покойного и сунуть под кожу иглу или иной острый предмет, чтобы ему было сложно ходить по земле. В ранних славянских захоронениях ступни вообще могли отрубить и захоронить в другом месте.
Распространенным считался способ опять же занять вампира, не дать ему возможности покинуть могилу или дойти до дома своих жертв. В гроб клали немного земли от порога дома, чтобы вампир поверил, будто он не двигался с места. Так же клали в гроб просо в надежде, что вампир станет пересчитывать зернышки, или цепями, чтобы он год за годом расцеплял звенья. Семена, зерна горчицы или маковое семя, разбрасывали по дороге от кладбища до дома или на полу спальни - при виде таковых упырь мгновенно принимается их считать и настолько увлекается, что забывает обо всем вплоть до рассвета. На Дальнем Востоке для той же цели применялись рисовые зерна.
Почти каждый упырь имеет определенные табу. Живые мертвецы часто не способны перейти через текучую воду, не могут приехать на новое место жительства без предварительного их туда приглашения. А вампир суринамских негров не может пересечь лежащую вдоль порога метлу…
Достаточно часто говорят о серебре или серебрянных пулях, но на классического западнославянского упыря действовало не серебро (традиционно работающее по оборотням), а железо. Оттого использовались его различные формы - от подковы или просто железного ножа или колокольчика до металлических ножниц под колыбелькой ребенка или ожерелья с железным гвоздем, носимого на шее.
Часто упырь отгонялся каким-то растением. Наиболее распространен был чеснок - как зубчики, так и ожерелья из цветков. В Восточной Европе вывешивали на окнах и дверях ветви крушины и боярышника - последний считался кустарником, которым был украшен венец Иисуса(идея пришла от цыган), - вампир напорется на его колючки и не пойдет дальше. В русских поверьях упырь боится лутошки (свежесрезанная липовая палка, очищенная от коры), ладана, травы "чертогона". От румынских стригоев помогала зелень - любисток, шиповник, крапива. Большой популярностью пользовались распятия из веток боярышника, терна или можжевельника, которые как бы комбинировали два типа воздействия.
Многие думали, что противоядием против вампиров может послужить их собственная кровь. Отсюда - заговоренное тесто, где муку смешивали с кровью, вытекавшей из тела вампира. В Польше и Пруссии предпочитали смочить платок в крови из трупа и поить ею всех родственников - или в чистом виде, или подмешивая понемногу в питье. В других местах ели землю с могилы упыря или смазывали грудь его кровью.
Естественно, почти везде упыри боялись огня и сгорали в пламени.
Способы обнаружения упырей
Существовала масса способов распознавания вампира, кроме опознания по предрасположенности - в различных версиях они не отражались в зеркалах, не отбрасывали теней и не могли войти в дом без разрешения владельца. Кроме того, вампиров видели те, кто родился в субботу.
Если же это не помогало, упыря начинали искать, выслеживая его могилу. Если не было видно характерных дыр в земле, то приходилось выкапывать всех покойников. Тот, чье тело выглядело здоровым и неразложившимся, являлся упырем. Если он недавно утолил свою жажду, то тело его должно было быть раздуто, как у пиявки, или гроб забрызган кровью.
Калмэ рассказывает о безотказном венгерском способе распознавания могилы вампира: "Надо выбрать мальчика в таком возрасте, чтобы он еще не знал плотских деяний, иначе говоря - девственного. Его надо посадить нагишом на некастрированного коня, ни разу не покрывавшего кобылу, и притом вороной масти, без единого пятнышка; отвести коня на кладбище и провести над всеми могилами; там, где конь откажется идти, как бы его ни хлестали, лежит вампир; когда откроют такую могилу, труп в ней окажется гладким и свежим, словно спящий мирным и безмятежным сном человек. Надо перерубить ему горло заступом, и оттуда польется яркая красная кровь, и в большом количестве, как если бы зарезали совершенно здорового человека. После этого могилу следует засыпать, и тогда можно рассчитывать на то, что зло пересечется, и ко всем пораженным им мало - помалу вернуться силы, как бывает с людьми, выздоравливающими после долгой изнурительной болезни."
Более простым способом было выпустить на кладбище белого племенного жеребца, который ни разу не спотыкался. Считается, что лошадь перешагнет через все могилы, кроме "нечистой".
В Сербии же могилами вампира считались любые провалившиеся от старости захоронения.
Способы уничтожения упырей
Отыскав жилище вампира, можно было применить несколько способов, чтобы навсегда покончить с ним: выстрелить в него освященной серебряной пулей или же связать в гробу специальными узлами. Покойников поворачивали ниц, дополнительно уродовали или приваливали большим камнем. В странах Восточной Европы могилу подозреваемого в вампиризме набивали соломой, протыкали тело колом, а потом поджигали. В голову мертвеца, который мог оказаться вампиром, вбивали гвоздь или втыкали спицу, чтобы уничтожить или прогнать темную душу, гнездящуюся там. Сербские вампиры могут быть убиты обрезанием их пальцев ног или сквозным ударом гвоздем через шею.
Часто голову вообще отделяли от трупа, используя для этого лопату могильщика, заступ или серебряный топорик. Голову затем помещали у ног покойника, или возле таза и для надежности отгораживали от остального тела земляным валиком..
Среди экзотических способов вампироубийства был и такой - похитить его левый носок, набить камнями и бросить в реку. Цзян ши погибал, если удавалось снять и уничтожить крышку гроба - тогда под воздействием воздуха тело быстро разложится.
Но самым верным и испытанным способом был следующий: в сердце вампира одним ударом втыкали деревянный кол. Кол совсем не обязательно должен был быть именно осиновым (другими вариантами были клен, терн, дуб или крушина), или должен войти в сердце с первого удара. После этого голову обычно отсекали (церковным мечом или лопатой могильщика), а затем все части тела вампира вместе с опоганенным колом сжигали, а пепел рассеивали по ветру. Реже тело хоронили на неосвященной земле, далеко от кладбища.
Соломенная веревка (кстати, видел такие в этнографической деревне) четко является стационарной оградой против китайских умертвий всех типов, а накинутая на тело, она как бы удерживает духа в нем, после чего, например, тело с духом можно сжечь. Его можно заморозить, прилепив на лоб бумажную полоску с иероглифическим талисманом или держа на третьем глазе кисть с тушью, которой талисманы делают. Петушиная кровь жжет как святая вода - и вообще на духов в бестелесной форме действует много священных предметов -вплоть до даосской плетки-мухобойки, которая их рубит. Есть техники улавливания духа в тыкву-горлянку или глиняный горшок (кстати, в Боларии упыря тоже можно был поймать в бутыль), отпугивания их зеркалом или табличкой с именами предков и т п.
Профессиональных охотников на нежить фольклорная традиция в основном не знает. Даже цыганские дхампиры не занимались профессионально истреблением своих полупредков. Венгры вреде бы нанимали специальных людей, именуемых "тэлбос". "талтос"? или "кресник", чья единственная цель состояла в том, чтобы защитить поля от вампиров, но подтверждения этого я пока не нашел. В русских сказках упыря изгоняет даже приказной чиновник, пугая его бумагой с печатью.