БОЛГАРИЯ И ВАМПИРЫ

    Болгария — одно из самых древнейших мест поселения славян. Она шодится к югу от Румынии и лежит между Черным морем и Македонией. В VII веке нашей эры болгарские племена прибыли на территорию современной Болгарии и установили военное правление над славянскими племенами этого региона. Болгары представляли лишь небольшую популяцию и, в конечном итоге, приняли славянский язык.
    Христианство распространялось силой среди болгар в IX веке, когда папа Николае I (858—867) потребовал юрисдикции над землями бывшей румынской провинции Иллирикии. Он направил в Болгарию миссионеров и привел ее под власть Рима. Болгарский правитель БорисМихаил был крещен в 865 году, и страна официально приняла христиапстно. Папа направил в Болгарию епископов, но не назначил архиепископа и патриарха, вынуждая Бориса искать союзничества в восточной церкви в Константинополе. Славянский ритуал церковной службы был принят церковью в то время и сохранился по сегодняшний день.
    Несмотря на многостороннее влияние Византии, в Болгарии возникла мая соперничающая религиозная группа — богомилы. Богомилы произошли непосредственно от более старого течения навликиан, которое своими корнями уходило в дуалистическое манихейство Павликиад перебрались в Болгарию из Малой Азии Боюмилы были уверены, что мир был создан отвергнутым сыном Богa, Сатанаэлом. В то время м земные тела людей были сотворены Сатанаэлом, души их пришли от Бога. Церковь смотрела на зго как на возрождение старой гностической ереси Перковски неоднократно доказывал, что именно в конфликте богомиловских идей, выживающего язычества и возникающего христианства созрела, развилась и развернулась мысль о вампире Однако его аргумент нельзя признать полностью убедительным, поскольку идея вампиризма возникла также и в других, свободных от богомильства, странах. Когда в 1054 году христианская церковь раскололась, болгары приняли православие Константинополя
    Болгары получили независимость в конце XII века, но в 1396 году были порабощены Оттоманской империей. В 1878 юду, когда турецкое управление было ограничено Берлинским конгрессом, Болгария освободилась от оттоманского правления, но независимое гь пришла голько в 1908 году.
    Вампир в Болгарии. Болгарские названия вампира, ралновидности славянского вампира, возникли от исконно славянского опури / опири Современные варианты этого определения звучат как випир, вепир, или вапир, или же более обычное — вампир, заимствованное из русского. Современный образ вампира в Болгарии формировался более семи веков. Обычно болгарский вампир ассоциировался со смертью и погребением, а его возникновение было обличено в очень изысканный миф и ритуал, сопровождающий смерть В основе этого мифа лежало верование в то, что души умерших сразу после смерти отправляются в дорогу. Ведомые своим ангелом-хранителем, они путешествуют по всем местам, которые посещали при жизни. В конце этого пути, который происходит на 40-й день после смерти, дух переходит в другую жизнь. Однако, если погребальный обряд был неверно исполнен, мертвый может обнаружить, что проход в другой мир для него заблокирован. В Болгарии за подготовку тела к похоронам отвечает семья. Есть ряд моментов, где семья может сделать ошибку или же отнестись халатно к приготовлениям. Кроме того, ни в коем случае нельзя допускать, чтобы на непогребенное тело падала тень или чтобы через него перепрыгивала кошка или собака Тело должно быть тщательно омыто. Даже при правильном обряде погребения, лицо, которое погибло насильственной смертью, может вернуться в качестве вампира
    Как и у других славянских народов, определенным людям было предначертано стать вампирами Это относилось к тем, кто умер, отлученным от церкви, к пьяницам, ворам, убийцам и ведьмам. Болгарская мифология была полна рассказов о вампирах, которые возвращались к жизни, селились в городах, где их не знали, и жили в течение многих лет как живые. Они даже женились и имели детей Таких людей разоблачали через много лет, благодаря каким-то необычным событиям, часто сопровождавшим жизнь вампиров За исключением ночных прогулок в поисках крови, вампиры могли нисколько не отличаться от обычных людей, и даже есть нормальную пищу.
    Среди гагаузов-болгар, имеющих собственный язык (гагауци) - вампир зовется «обур». Возможно, это заимствование от турецкого слова обозначающего обжору. Как и другие вампиры южных славян, обур был буквально пожирателем крови Частью ритуала избавления от обура было соблазнение его обильной пищей или же экскрементами Обур был очень шумным и издавал шумы, подобные потрескиванию огня, а также мог передвигать предметы, подобно полтергейсту.
    Джеймс Фразер отмечал существование особенного болгарского вампира - устреля. Устрель описывался как дух ребенка, рожденного в воскресенье и умершего до крещения. Считается, что на 9-и день после похорон, устрель начинает прокладывать себе путь из могилы, нападать на скот или овец и пить их кровь. После ночного пиршества, еще до рассвета, он возвращается в могилу. После 10 дней такого кормления устрель, согласно поверью, становится настолько сильным, что ему больше не надо возвращаться в могилу. Он находит себе место для отдыха в течение дня — либо между рогов теленка или барана, либо между задними ногами дойной коровы. Он может собрать большое стадо и, начиная с самых жирных животных, постепенно его пожирать. Животные, на которых он нападает (обычно по пять экземпляров каждую ночь), в ту же ночь умирают. Если умершее животное разрезать, будут очевидны признаки раны, нанесенной вампиром.
    Необъяснимая смерть коров или овец была первичным признаком того, что в стаде присутствует вампир. Если предполагали присутствие устреля, хозяин стада нанимал вамиирджийя, или охотника за вампирами, - специального человека, который обладал способностью их видеть, - чтобы окончательно развеять все сомнения. Однажды устрель был обнаружен, и деревня исполнила особенный ритуал, известный в Европе, как разжигание нужного огня. Утром в воскресенье все гасили огонь. Весь скот выгонялся на открытое место. Затем все шли к близлежащему перекрестку дорог и сооружали там два костра. Костры разжигались новым огнем, который добывался от трения двух палочек. Стадо прогоняли между этими кострами. Те, кто исполнял этот ритуал, верили, что вампир отпадет от животного, чье тело он сделал своим домом и останется на дороге, где волки сожрут его. Прежде чем костры прогорали, кто-нибудь приносил это нламя в деревню и от него заново зажигались все огни для хозяйственных нужд.
    Другие вампиры, возникавшие как следствие неправильно исполненного обряда погребения человека или насильственной смерти, подлежали традиционному протыканию колом. Есть также сообщения об уникальном методе обращения с вампирами, практиковавшимся в Болгарии, - закупоривание в бутылку. Для этой процедуры нужен специалист — дядяджий, который владеет этим искусством. Главным средством дядяджия была икона, святое изображение Иисуса, Марии или же одного из христианских святых. Охотник за вампиром брал икону и ждал в том месте, где подозреваемый вампир должен был появиться. Увидев его, он гнался за ним с иконой в руках. Вампира подгоняли к бутылке, где кормили до отвала его любимой пищей. Когда вампир входил в бутылку, ее затыкали пробкой, а затем швыряли в огонь. За несколько последних десятилетий народные верования в вампиров отошли в область преданий. Правительство продекларироиало нелояльпое отношение ко всем предрассудкам, включая и вампиров, и церковь. Поскольку церковная вера была подавлена, то только деревенский уклад давал простор существованию историй о вампирах.


            Вернуться к содержанию


www.alisavamp.narod.ru




Rambler's Top100 Rambler's Top100 be number one HotIndex MAFIA's Top100


Сайт управляется системой uCoz