ИТАЛИЯ: ВАМПИРЫ И ВАМПИРИЗМ
В Италии феномен вампира принял современную форму в тот период, когда вампирическое поветрием охватило Сербию и другие страны Восточной Европы (XVII век). Итальянцы внесли свой вклад в оживленный международный спор, который развернулся относительно природы этого явления и который, в конечном счете, вызвал в XIX столетии бум литературы о вампирах. В течение этого спора на протяжении веков были высказаны различные мнения, отражавшие различные теологические и идеологические воззрения.
Когда началось ванпирическос поветрие, францисканец из Павии, Людовик Мария Синистрари (1622—1701) включил тему вампиризма в свой труд «Демонизм и инкьюбасы/саккьюбасы», посвященный изучению демонических явлений, и предложил теологическую интерпретацию. Будучи далеким от современного рационализма и Просвещения, возникших в следующем столетии, он считал, что вампиры — это существа, которые произошли не от Адама (т. е. человека). И хотя они имели разумную душу, их телесное измерение было абсолютно иной, совершенной природы. Таким образом, он упрочил мнение, что вампиры это существа, скорее параллельные человеку, чем противопоставленные ему как хтонические, подземные создания. (Эксцентричность взглядов Синистрати отчасти объясняется тем, что это учение было мистификацией.
Существует мнение, что оно было написано в XIX веке Исидорой Лизикокс, что могло бы объяснить то, что это учение не упоминалось итальянскими авторами на протяжении всего XVIII века.) Современный взгляд на вампиризм открывается работой И. X. Зедле; ра «Большая полная универсальная энциклопедия всех наук и искусств» (1745), которая рассматривала вампиризм как предрассудок, мистифицирующий то, что в действительности было определенными заболеваниями. В работе 1743 года «Размышления о вампирах» кардинал Джузсппе Даванцати отмечал, что вера в вампиров в основном возникала в сельской местности, па окраинах цивилизации. Он однозначно определял вампиризм как «плод воображения» и доказывал, что в столицах Западной Европы подобные верования не имели места.
Тем не менее, в середине XVIII века сообщения о вампиризме становились вес более многочисленными и распространялись по всей Центральной и Восточной Европе. Эти сведения были задокументированы в «Трактате о привидениях и о вампирах, которые появлялись в Венгрии и Моравии» (1749), написанном французским ученым-бенедиктинцем его преосвященством Домом Августином Пальме. Этот труд был источником вдохновения множества романов о вампирах на протяжении всех последующих веков. В работе «Замечания о вампиризме» (1755) Герхарт Ван Швитсн высказал точку зрения, что вампиризм является предрассудком, возникшим из невежества. Это мнение перекликалось со взглядами Кальмс и провозгласило триумф научного рационализма, который доминировал в культуре конца XVIII столетия.
Литературный вампир. В начале XIX века стали появляться, в основном ц северной Европе, первые литературные работы о вампирах и вампиризме. Литературные вампирические традиции в Италии XIX столетия начинают отсчет с момента появления онеры «Вампир» А. Де Лжаспсрини (впервые представленной в Турине в 1801 году). Романтизм, популярное литературное движение, объектом размышлений которого был внутренний человеческий опыт, усилило мифический образ вампира, расставив акценты на символике крови, ночи, меланхолии и «эротической нежности к трупам». В северной части Европы вампиризм был привнесен в литературные столичные круги из массовых суеверий через работы Повалиса, Гете и Джона Китса. В 1819 году Джон Полидори создал лорда Рутвена — главного героя рассказа «Вампир». Во французской и русской литературе к образу вампира часто обращались Чарльз (Шарль) Нодье, Шарль Бодлер, Александр Дюма, Алексей Толстой и Николай Гоголь.
Первым вампирическим романом, опубликованным в Италии, был роман Франко Мистрали «Вампир» (1869). История Мистрали происходит в Монако в 1862 году. В ней много криви и любовников-кровосмесителей. Вампир был представлен в декадентской аристократичной манере, на которую оказал влияние стиль Китса, Гете, Полидори и лорда Байрона — современников автора. Исторические народные понятия о вампиризме в том ииде, как они были задокументированы во время вампирической истерии, составили основу «Вампира» - романа, написанного в 1908 году Энрико Бони. Возможно, это была единственная работа, которая проиллюстрировала мир массовых предрассудков и страхоь ц деревенском быту.
Натуралистический подход к этому явлению был обнаружен в работе Луиджи Капуана «Вампир» (1904 год, 2-е изд. — 1907). Автор стремился к объективному описании) фактов и проявил научный подход (вампиризм рассматривался как галлюцинация), хотя некоторый скептицизм и конце романа все-таки присутствовал. Одновременно с "Вампиром" Капуана вышел роман «Черный доктор» Дапиеля Оберто Маррама. Наиболее значительными работами о вампирах последующих десятилетий были: «Пробудившиеся с кладбища» Нино Caвapeca (1932), «Рассказ об оборотне» Томмазо Ландольфи (1939), «Осенний рассказ» (1947), «Последний Ликантроп» Бачелли (1947) и «Черная собака» Гуадальберто Титта (1964). Как видно из названий, вампиры и оборотни шли в литературе рука об руку.
После успешного итальянского фильма «Вампиры» Риккардо Фреда (1957), последовавшего за ним «Дядя был вампиром» Стефано Стено (1959) и выпущенных в 60-е годы картин Марио Бава возникла новая волна коммерческой литературы — ужасы о вампирах: появились всем известные серийные романы «I romanzi del Теггоге», «ККК Classici dell'orrore» и «Racconti cli Dracula» (переводы «Истории Дракулы»), Самым известным автором серийных романов был Гуетано Соррентино (Макс Дейв). Резко отличаясь от коммерческой литературы тех лет, романы авторов последних десятилетий явили более утонченный образ вампира, а также гротескного и комического вампира (при великодушной общественной критике). Заслуживают внимания появившиеся в этот период романы «Мой друг Дракулоне» Луджи Пеллицетти (1970), «Замок перечеркнутых судеб» Итало Кальвино, а также ряд других работ. Тогда же была опубликована работа Джовани Фонтана «Механическая карта», где вампир использован как литературный образ в игре оксюморонов и метафор. К этому времени на смену традиционному стереотипу вампира пришли изысканные, метафорические образы, не поддающиеся определению. Новое значение этого «архетипа», существующего в полном разрыве с традицией, было развито в романе Лльбсрто Абрузеса "Анемия" (1984). Главный герой романа был обыкновенным человеком, который в повседневной жизни постоянно убеждался, что его истинная сущность — вампирическая. 06 этом говорили его физиологические страхи и физические перемены. Ему приходится принять эту метаморфозу, чтобы сохранить равновесие, необходимое, чтобы выдержать ритм обыденной жизни.
Другой оригинальный подход к теме вампира можно обнаружить в романах Фурио Джеси (1941—1980). Он представил шутливого вампира в коротком рассказе для детей «Заколдованный дом», опубликованном после его смерти в 1982 году. Но самым значительным вкладом Джеси был роман «Последняя ночь». Знаток мифологии и антропологии, Джсси описал вампиров как мифологические архетипы, символизировавшие жизнь. Их образы были созданы на основе традиции Востока и дохристианских народов Месопотамии, древней Мексики, Греции, Тибета и Индии.
Сам Дракула был использован как символ плодородия и нескончаемого планетарного существования, а миссия этих вампиров состояла в повторном завоевании Земли и покорении человеческих существ, которые шли к экологическому уничтожению. В конце сборника Джанфранко Манфреди «Последние вампиры» (1987) вампиры сами открыли свою сущность. В нескольких романах этой серии — «Дети реки», «Выздоровление», «Неясный способ» и «Летучая мышь Версаля» — выжившие «последние вампиры» описали свой исторический опыт существования на протяжении веков бок о бок с людьми, справляющимися с их ухищрениями и в конечном итоге побеждающими их. Книга дала оригинальные интерпретации некоторых важнейших событий, радикально повернувших курс истории человечества (лютеранская Реформация и испанская инквизиция — следствие вампирической истерии; Версаль и Ватерлоо) с точки зрения вампиров.
Поэзия о вампирах. Присутствует в авангардных художественных движениях: футуризме и «потоке сознания» конца XIX — начала XX столетий. Центральной темой этого направления поэзии была «вамп» - соблазнительная роковая женщина, схваченная в своих самых агрессивных и эротических проявлениях. Эти образы явно были унаследованы от позднего романтизма и французской ноэ.чии, что очень заметно в стихах Бодлера («Превращения вампира», «Вампир» и «La Fontaine de Sang»). Внутри движения «скапиглатуры» наиболее популярными поэтами, писавшими о вампирах, были Никола Мациарелло, Арриго Вуато, Амилькар Пончиелли, Уго Тарчетти, Ачилле Торелли и Олиндо Гуеррини. Самым влиятельным поэтом-фугурисгом был Филиппе Томазо Маринстти.
В десятилетия, последовавшие за 20-ми годами с их истощенным футуризмом, итальянская поэзия черпала мало вдохновения от вампирической тематики. В середине века такие авторы, как Альдо Ралазеччи и Дино Компана, лишь неясно намекали на вампиров в своих работах. Однако, начиная с 70-х годов, в литературе появляются греческие вампирические существа - ламии, впервые выведенные в произведении Джоваини фонтана «Лабиринт ламий».
Кинематографический вампир. В том же 1959 году, когда вышла комедийная картина о вампире Стефано Стено «Тяжелые времена для вампиров», появляются и «Приказание Дьявола» Риккардо Фреда, отснятый в 1957 году, и "Калтики - бессмертное чудовище" (1959), которые приносят славу Марио Бава - оператору. Бава прошел путь от простого оператора до постановщика более 20 фильмов, которые отличались запоминающимися вычурными образами. Самые значительные и представительные работы Бава включают: «Маска Сатаны», «Черное воскресенье» и «Месть вампира» (1961), «Геркулес в мире Теней» (также 1981), «Хлыст и Тело», «Черный inafiani» (1963), «Кроваво-черное кружево» (1964) и «Планета вампиров» (1965). Влияние Бавы распространилось па весь мировой кинематограф, что было совершенно очевидно в таких картинах как «La notte dei diavoli» Джорджио Феронни (1971), «Хаппа — королева вампиров» Рея Дантона, «Il plenilunio delle vergini» Паолo Солвся и последних фильмах «Хаммер Филмз».
Следует также упомянуть и некоторых итальянских актеров, сыгравших очень успешные роли. Во многих фильмах Бавы главные роли исполнила Барбара Стил. Она стала намн-символом итальянского кино. В 1963 году Стил сыграла в «La danza macabra»» (режиссер Антонио Марджсрити), в 1965 году появилась в фильме Марио Кайано «Чудовище без ляпа» и в фильме Майкла Рина «Месть кровавой твари». Уолтер Брапди был «заслуженным» итальянским «вампиром». Он играл в картине Пьеро Регноли «Бездельницы и вампир» (1960), в фильме Ренато Полселли «Вампир и балерина» и в «Убийце вампиров» Роберто Маури (1962). Стоит обратить внимание и па фильм «Голиаф и вампир» Джакомо Джентиомо, так как его стиль несет черты влияния Бавы.
Современность. К концу 60-х, достигнув высшего расцвета, вампир итальянскою кинематографа впал в немилость и с этого момента появлялся нечасто. Среди более поздних фильмов: «Fracchia contro Dracula» (1985), «Анемия» (1986), «Вампир в Венеции» (1988) и новая версия "Маски Сатаны" (1990). На притяжении 80-х годов итальянский вампир художественной литературы сливается с вампиром Западной Европы и Северной Америки. Многие романы, изначально написанные и изданные в Англии, переводились и печатались в Италии. Итальянцы также продолжали писать о вампирах как популярные романы, так и более серьезную фантастику. Среди наиболее значительных новых итальянских писателей, внесших вклад и эту традицию, находится Патриция Вальдуга, работы которой отличаются большой оригинальпостьто. В 1991 году она написала роман "Женщина боли", в котором вампиры появляются, чтобы напомнить читателю об ужасах XX столетия.
Итальянские комиксы появились в 60-е годы, а истории с вампирами стали обычным явлением в антологиях ужасов. Среди ранних произведений этого жанра был «Джакула» (Дракула) — комикс о вампире для взрослых, изображавший женщину-вампира. Он выходил серией из 12 частей, начиная с марта 1969 года. В 70-е годы Загор — популярный герой комиксов — встречал вампиров в нескольких своих приключениях, которые имели место на американском Западе.