Краткий экскурс в историю зарождения
Наследником готической традиции, перемешавшейся с элементами психоделической, рок-музыкальной субкультуры детей 60-х и 70-х годов, было готическое движение,
появившееся во многих крупных городах Запада в 80-е годы. Истоки движения относятся к концу 70-х годов, к музыкальным группам Великобритании. Его предвестниками были такие группы, как Black Sabbath и панк-рок 70-х. Пожалуй, самой значительной из этих групп была Bauhaus, возникшая в 1978 году. В следующем году группа выпустила сингл "Bela Lugosi's Dead" ("Бела Лугоши мертв"), их самую популярную запись до сегодняшнего дня. В 1983 году песня использовалась как вступление к фильму, посвященному вампирам, "The Hunger" ("Голод") с Девидом Боуи и Катрин Денев.
Вскоре к Bauhaus присоединились такие группы, как Siouxsie and the Banshees, The Cure и The Sisters of Mercy. Эти группы создали особое направление музыки - Gothic Rock или Death Rock. Возникла целая сеть музыкальных клубов, обеспечивающая сцены для их концертов. Самым примечательным клубом был "Batcave" ("Пещера летучей мыши") в Лондоне.
Готическая музыка, как и все контркультурные формы, выражала открытый протест господствующему истэблишменту. Она противостояла узким сексуальным нравам и традиционно установленным религиям. Музыка воспевала темную, теневую сторону жизни и выказывала явную зачарованность смертью.
И те, кого захватила новая готическая волна, нашли вампира одним из подходящих образов этого движения. Вампиры, кровь, клыки и летучие мыши заполняют страницы готических журналов, независимо от того, обсуждается там вампиризм или нет.
Движение было особенно популярным в начале 80-х годов, когда оно распространилось на европейский континент и по всей Северной Америке. В середине десятилетия, однако, появились признаки упадка этой культуры в Англии. Bauhaus распался в 1983 году, большинство клубов, которые были местами встреч любителей готики, повернулись в сторону новых музыкальных течений, а "Пещера летучей мыши" закрылась. Чтобы не дать движению умереть, хотя средства массовой информации уже объявили его таковым, группа Nosferatu основала "Готическое общество" и периодическое издание "Гримуар", которое стало новым центром сети музыкальных групп и поклонников. Такие группы как Rosetta Stone, This Mortal Coil и Slimlight присоединились к Nosferatu и вдохнули новую жизнь в готический жанр.
Даже когда в Англии движение пошло на убыль, в Соединенных Штатах оно делало только первые шаги.
К 1990-му году ряд готических групп путешествовал по всей цепи клубов, а поклонники поддерживали связь с движением через собственные журналы. "Пропаганда" был первым любительским журналом, который освещал новости и события в нарождающемся готическом движении. Журнал рекламировал разные готические группы и отдельных исполнителей, а также готическую литературу, одежду, украшения и т.д. Впоследствии американскими поклонниками вампиров было создано множество готических любительских журналов.
Большинство крупных городов США имеют, по меньшей мере, один ночной клуб, который регулярно представляет готическую музыку. Многие клубы, раз или два в неделю, включают в свою программу готические ночи, отдавая остальные вечера близкородственным течениям.
Многие члены готических групп, особенно мужчины, представляют сценический образ, который затрудняет быстрое распознавание пола. Особенную популярность андрогинный идеал приобрел под влиянием "Хроник вампира" Энн Райс, которая воплотила его в своем главном персонаже Лестате де Лионкуре (да и в других мужских персонажах). После этого андрогинность стала одним из важных аспектов готического образа.
Как второстепенную тему, основанную отчасти на андрогинном идеале, готический мир сознательно развивал критику доминирующих сексуальных норм общества конца XX века. Кроме
сексуальной свободы или принятия гомосексуальности, готическая музыка (и литература) также выступали за снятие табу, которое окружало садомазохизм, фетишизм и все виды сексуальной активности, которые признавались извращениями.
Некоторые из групп приняли специфические вампирические образы, включая Astro Vamps, Lestat, Neither Neither World, London After Midnight, Cradle of Filth и Трансвижн вамп. В дополнение отдельные музыканты переняли сценический имидж, связывающий их с образом вампира. Среди них Ева Ван Хельсинг (Lydia Fortner) из Shroud'а и Влад из Nosferatu. Тони Лестат из Wreckage взял себе это имя после того, как персонаж Райс стал знаменитым.
Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что мир поклонников вампиров довольно сильно связан с готической субкультурой. Они поддерживают друг друга и во многом пересекаются. Но тем не менее - это два различных, самостоятельных сообщества.
Вообще, наибольший вклад на рынок вампирических песен внес стиль "black/death metal", к сожалению, исключительно количественно, а не качественно. А так вампиры присутствуют во всех музыкальных напрвлениях. Даже в классической музыке можно найти следы влияния вампирических образов. Первые и наиболее известные произведения - это "Вампир" (1829) и "Ламия" (1899). Первое - это опера о вампире, написанная немецким музыкантом - Генрихом Августом Маршнером в начале XIX века на пике романтической увлеченности вампиром. Другое - "Ламия" Августа Энна - впервые было исполнено в 1899 году в Брюсселе (Бельгия).